2008-08-12

Коллекция чайников и чашек Первой исинской фабрики.



Одним из направлений нашей деятельности является сотрудничество и координация усилий людей, занимающихся чайным бизнесом в разных городах и странах в рамках международной чайной ассоциации Ча И. Есть уже и первые примеры такой дружбы и сотрудничества - наши совместные проекты с "Лао-ча", благодаря которым мы уже некоторое время можем предлагать Вам пуэры и некоторые другие чаи, присутствующие в ассортименте обоих наших магазинов. Но самый масштабный наш общий проект - это коллекция чайников и чашек Первой исинской фабрики семидесятых годов.
Исин в сороковые годы. Разорен японской оккупацией 1939 г. и гражданской войной. Лучшие мастера либо увезены в Японию – говорят даже, что одна из причин оккупации было желание японцев развить производство керамики на островах за счет китайских мастеров, либо убежали в глубь страны.
Пятнадцать лет драконьи печи не дымились, а шахты по добыче глины пустовали.
В пятидесятые на правительственном уровне было принято решение возродить знаменитый промысел. Для этого был создан Исинский кооператив керамики, позднее реорганизованный в Первый Исинский завод.
По всей стране разыскивали и возвращали в Исин мастеров.
В 1954 году в Исине опять начали изготавливать знаменитые чайники.
У истоков возрождения Исинской керамики стояли мастера Гу Цзин Чжоу, Ван Инь Чунь, Пэй Ши Минь, Хэ Дао Хун.
Ранняя продукция Первого Исинского завода отличается высоким качеством глины и отличным дровяным обжигом.
Одним из самых популярных продуктов Первого Исинского завода, ставшего классическим – чайники Шуй Пин Бяо Чжун Цзян Мао. Попробуем разобраться в этом длинном названии.
Шуй Пин – общее название типа чайников. Шуй Пин - водяной уровень - и такие чайники объединяет общий конструктивный принцип «три точки на прямой» – конец носика, верхний ободок чайника и верхняя точка ручки расположены на одной прямой. Такой чайник имеет идеальный баланс, его очень удобно держать и наливать из него чай. А если чайник расположен на горизонтальной поверхности, то после залива кипятка настой не переливается ни через крышку, ни через края крышки, образуя водяной замок – пленку из чайного настоя, герметизирующую место соединения крышки и тела чайника. При сливе чайного настоя водяной замок сохраняется, не позволяя настою просачиваться через края чайника. С технической стороны такой чайник изготовить не просто, так как из-за усадки при обжиге выдержать «три точки на прямой» сложно.
Бяо Чжун означает «стандартный». Во времена культурной революции стандартизация была повсеместной. Оригинальность личности подавлялась. С другой стороны отрадно, что для стандартной формы была избрана идеальная классическая форма. Почти идеальная шарообразная форма, обеспечивающая отличное омывание чайного листа и минимальные потери тепла при заварке. Прямой носик обеспечивает быстрый и точный слив и, как говорят чайные мастера, улучшает вкус чая. Эстетически прямой носик удачно контрастирует с изящным изгибом ручки.
Цзян Мао – генеральская шапка – это название классической формы крышки чайника, по форме напоминающей шапку генерала императорских времен.

Мы рады возможности представить Вам коллекцию классических чайников Первого исинского завода, изготовленных в семидесятые годы, обожженных в Драконьей печи. Они отличаются по типу используемой глины, режиму обжига и декору. А объединяет их история и изящество классики.
С древности в Китае сформировались два стиля в изобразительном исскустве – Шу и Шэн – эти же термины термины используются и в классификации пуэра. Шу – изощренный, витиеватый, детализированный до мелочей. Шэн – сырой, спонтанный, фиксирующий прелесть восприятия момента творчества. Несмотря на серийность, чайники Бяо Чжун стилистически можно отнести к Шэн – они сделаны вручную, с легкостью и спонтанностью руки мастера, отточенной годами творения. Легкость и спонтанность, иногда даже в ущерб качеству некоторых несущественных линий придает чайнику эстетический налет благородной старины, делая каждый серийный чайник неповторимым.
С первого непосвященного взгляда эти чайники выглядят предельно простыми. Но их тоже можно прочитать. Прямой гордо поднятый носик говорит о ценных качествах духа ученого мужа. Изящный изгиб ручки, уравновешивающей прямолинейность носика, напоминает о другом важном качестве духа – умению приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Тело чайника – сфера – символ неба, самая совершенная форма, в которой происходит мистерия возникновения прекрасного напитка, символизирует творческие аспекты души. А крышка в форме генеральской регалии означает признание и воздаяние за правильно воспитанную и развитую душу ученого мужа.
И последнее качество старых чайников – сырье и дровяной обжиг в Драконьей печи. Глина во времена производства чайников была гораздо лучше добываемой сейчас и обрабатывалась более тщательно, преимущественно ручным способом. Дровяной обжиг в драконьей печи не только придает определенный эстетизм поверхности, но и более качественен – сравните – около 45 часов в Драконьей печи против 2 часов в газовой. Это позволяет не только наслаждаться теплотой и красотой материала, но и установить время производства – середина седьмого десятилетия прошлого века.
Если внимательно присмотреться, на поверхности чайников видны темные оплавленные точки – верный знак дровяного обжига. Их немногочисленность и минимальное общее потемнение поверхности говорит о том, что эти чайники обжигались полуоткрытым способом – маленькие изделия помещались в другие, большего объема.
Мы рады поделиться этой красотой с Вами.
©2008 Армандас Бурба, ChaYi

2 комментария:

satori комментирует...

Спасибо за такой интересный и содержательный рассказ! Помимо китаеязычных ресурсов довольно затруднительно найти где-то информацию о заслуженных "чайникостроителях" и традициях... Будем ндеяться на продолжение ;)

beagle67 комментирует...

Большое спасибо ...
ну и больше чем вы никто и не рассказал мне пока про чайники