2011-03-28

Путешествие в Юньнань. Цзин Сю - здесь растет самое старое чайное дерево пуэра.

Секретарь партии вернулся через два с половиной часа. Из большой хромированной Тойоты с открытым грузовым отсеком, нагруженным декоративными саженцами, кинул ключ лавочнику. Свершилось! Процессию возглавлял лавочник с ключом, за ни я, и все шесть китайцев, собравшиеся во время ожидания заветного ключа. Второй подъем на вершину горы, гранитные ступеньки, поросшие травой – пора бы организовать субботник! Красная деревянная дверь. Ключ повернулся и заветная красная дверь открылась. Лавочник шагнул в сторону, пропуская меня вперед. Перешагнув традиционный высокий деревянный порог, я очутился на желанном поле, поросшем высохшей травой и молодыми кустами - клонами самого старого пуэрного дерева.


Корни Пуэра.


Ветви Пуэра.







С каждым шагом к дереву я осознавал его истинные размеры. Издали оно казалось только большим деревом. Вблизи оказалось, что дерево огромное. Технические данные – диаметр ствола – 1,85 метра, обхват ствола – 5,82 метра, высота 10,6 метра (данные 2005 года). Дерево здоровое, полное жизненных сил, не смотря на свой почтенный возраст – 3200 лет. Густая, блестящая листва тихо шелестела на горном ветру – как всегда, радуясь весне. Немой свидетель чайной истории. Живое доказательство, что чай гораздо старее, чем мы представляем и знаем. В 1982 году профессор Ван Гуан Чжи произвел радиоизотопные измерения, которые показали, что дереву около 3200 лет. Его данные в 2005 году подтвердили измерения японского профессора Онори, который оценил возраст дерева в 3200 – 3500 лет. Трудно представить такое долголетте. Когда начали строить Великую китайскую стену, етому дерево уже было пости 1000 лет. Оно родилось еще задолго до образования Китайской империи. Лишь на 1800 лет это дерево моложе Египетских пирамид. Очень важен и тот факт, что это дерево – самое древнее культурное дерево – по числу вторичных стволов можно предположить, что давно это дерево культивировалось, а не росло в натуральных условиях.


Взгляд через листву Пуэра.


Ствол Пуэра - обхват почти 6 метров.


Старейший свидетель 3200 летней истории Пуэра.

Издавна этому дереву поклонялись, рядом с ним проводились жертвоприношения перед сбором урожая. Сейчас его называют Ча Зу – Предок чая. Его охраняют, за ним ухаживают. Как и все старые чайные деревья в этом регионе. В 2005 году была произведена их опись. Оказалось, что в окрестностях растут свыше 1000 деревьев, возраст которых превышает 200 лет. Каждому присвоен инвентаризационный номер, все они охраняются законом, сбор с них урожая жестко лимитируется. С самого старого пуэрного дерева каждый год собирают только 3 килограмма чая, изготавливают 6 блинов чая, который продают на аукционе. В 2007 году стартовая цена за один такой блин была 300 000 юаней. В 2009 году – 32 000 юаней – почти в десять раз меньше. Видно, что Пуэрный бум пошел на спад. Конечно, отказаться от желания сорвать несколько листков для гербария я не мог. На вопрос «Можно ли?», лавочник только махнул рукой. Мой рюкзак пополнился тремя листами, которые позднее высушил. Очень удивился, что меня никто не попросил денег – все только улыбались, довольные, что по местным поверьям, появление белого человека принесет хороший урожай. Чего от всего сердца желаю! Мало того, что денег не попросили, но и угостили и подарили чая!


Старейшее чайное дерево Пуэра на фоне Лу Юя Второго.


Первый урожай 2011г - традиционная просушка на солнце.

Когда спускались, подошел симпатичный молодой парень Ань Сеун Мень и вежливо пригласил меня, Сина – переводчика и шофера в гости. Разве от такого отказываются! По дороге к его дому выяснилось, что рядом – его чайный цех. Стало еще интереснее. Несколько поворотов дороги и пришли. Старая бабушка принялась делать обед, а мы пошли осматривать цех. Сеун Мень окончил университет по специальности программиста, но решил занять чае производством. В 2008 году взял кредит в 2.000.000 юаней (около 310000 долларов), построил цех, поставил оборудование и за сезон 2009 года отдал половину кредита. А всего то стоит печь для прожарки и сушки, роллер и камера для ферментации чая! Понятно, что фермеры со всей округи везут чай к нему для обработки. В основном он делает зеленый чай и Шэн Пуэр. Выпили чая, удивляясь, что даже здесь у него работает интернет.


Цех Сеун Меня.

Обед был простой, деревенский, но вкусный на фоне окружающей красоты – рис, зелень в бульоне, жареные яйца и жаренная колбаска. Надо отметить сервировку стола – Сеун Мень зашел за угол и порвал на части картонную коробку. Картон служил подставкой для утвари. Когда поели, я спросил, - куда выкинуть, на что Сеун Мень невозмутимо ответил – не надо выбрасывать – еще чистые. Урок Китая десятый – да здравствует простота и функциональность!


Трапеза на открытом воздухе c сервировкой на картоне.


Ань Сеун Мень



Уезжал обещая себе обязательно вернутся сюда – к великому дереву, к доброжелательным людям и неописуемой горно-чайной красоте. Два часа возвращались в Фэн Цин, откуда еще 4 часа (120 км) до Линь Цана. Вот здесь и начались знаменитые Юньнаньские горные дороги.




Следы пожара во время засухи 2010г.

© Армандас Бурба - ChaYi, 2011

7 комментариев:

Unknown комментирует...

А я думал что это самое старое пуэрное дерево...http://foto.mail.ru/mail/mikhailbaev/2/9.html

Unknown комментирует...

http://content.foto.mail.ru/mail/mikhailbaev/2/i-9.jpg

MatrixPetka комментирует...

По стволу и окружающему пейзажу видно, что это дткорастущее дерево. Самое старшее из дикорастущих - 2700 лет. В Цзин Сю - окультуренное. Что, на мой взгляд, еще выжнее для истории чая.

Unknown комментирует...

Спасибо за разъяснение,Армандас!

Unknown комментирует...

Интересные мысли! Как думайте, насколько масло чайного дерева эффективно? Просто читаю статью про него и удивляюсь, вдруг преувеличивают - Полезные свойства чайного дерева

Артур Борис  комментирует...

Здравствуйте, все, я - Адрик Вадим, живущий в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как мистер Бенджамин помог мне ссудой в размере 15 000 000,00 рублей, чтобы начать доставку продуктов питания после того, как у меня есть работа в Несколько отелей здесь, в Кургане, просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но сейчас я благодарю Бога, что теперь я работаю на себя, и 5 работников работают под моей опекой. Просто если вы ищете финансовую свободу, я посоветую вам связаться с мистером Бенджамином с этим электронным письмом ниже и номером приложения. lfdsloans@outlook.com + 1-989-394-3740

Анонимный комментирует...

Восторг и восхищение! Русский и Китаец -дружба навек!!!