2011-04-21

Путешествие в Юньнань. Открытия Цзинь Гу.

Ранним утром пошли на станцию, утрамбовались в «Ванду» и поехали. Проход был забит скарбом попутчиков, хотя в маленьком заднем багажнике места возле моего рюкзака еще было. Только потом я понял, почему. За городом асфальт кончился, началась грунтовка, круто поднимающаяся в горы. Как всегда – почти обрадовался. Но это было только начало.







Не прошел и час, как автобус остановился. «На долго» - вздохнул Син. Впереди экскаватор расчищал дорогу – недавно был оползень. Здесь они частое явление. Хорошо, что никто не ехал по дороге в это время. Два часа смог наслаждаться красивым видом и чистым горным воздухом.



Остановились рядом с канатной дорогой – по ней на другую сторону ущелья переправляют и сейчас не только грузы, но даже и осликов.



Тронулись. За первым поворотом я понял, что нас ждет. Сзади пять китайцев сразу закурили. Да, прямо в автобусе, стряхивая пепел прямо на пол. Это нормально, и часто бывает в автобусах дальних маршрутов.
Впереди – крутой спуск по краю обрыва по тоненькой даже не дорожке – тропинке, потом – старенький узенький мостик, и опять подъем. Издалека видно, что надо будет разминуться с приезжающими грузовиками, нагруженными сахарным тростником.
Не знаю, как но мы одолели и эту часть пути, не смотря на то, что видел, как камушки падают из под колес нашего автобуса вниз метров так 400. Еще через пол часа выехали на перестраиваемую дорогу, где уже было не так страшно. Да, чтобы не расслабляться, Син рассказывал про ребят, которые лет 10-15 здесь промышляли не Пуэром, а грабежом проезжающих автобусов. Некоторые навыки у них остались и при торговле.
Проехав 214 километров за 7 часов – рекорд! – приехали в Цзинь Гу. Открыл багажник, и понял, почему китайцы весь свой багаж сложили в автобус. От пыли мой рюкзак был красно-коричневым. Долго я из него пыль выбивал. Закон тринадцатый Китай – держите свой скарб поближе себя.
По времени прибытия уже было ясно, что поехать в горы Цзинь Гу посмотреть на старые деревья времени не осталось. Что же, не остается ничего другого, как походить по магазинчикам чая в поисках чая и новой информации. Магазинчиков было не мало, но в три только заглянул и вышел – на множестве Пуэрных тыкв было столько пыли, что на ней можно было рисовать. В четвертом, таком же пыльном, решил пренебречь своими принципами и правилами (иногда бывают исключения) и попробовать чай. После трех проб блинов, ушел, еще раз подтвердив правила. Закон четырнадцатый Китая – держись своих принципов. И закон пятнадцатый Китая – количество пыли в чайной лавке обратно пропорциональна качеству там имеющегося чая.
Время таяло, остался последний шанс – найти такси и попросить, чтобы отвез в лучший чайный магазин. Этот трюк срабатывает не всегда – таксист может просто отвезти к своему другу. В этот раз повезло. Даже очень. Магазинчик был опрятный, девушка продавец – просто находка. Знающая и любящая чай. В первый раз Пуэр заваривали в Исинском чайнике.
Много она мне интересного и нового рассказала.
Все по порядку.

Цзинь Гу знаменита тем, что здесь растет много старых чайных деревьев. Сорт – лат. Camelia Taliensis, по-китайски – Да Ли Ча. Растет в горах на высоте от 1600 до 2500 метров. В зависимости от условий произрастания, весенние почки бывают традиционные – серебристо – зеленые, пурпурные – Цзи Я (таковыми они становиться из-за оборонительной реакции на избыток солнечного света и влаги. Оказалось, что есть и третья разновидность – открытие для меня! – желтые почки – Хуан Я. Таковыми они становятся в отличии от Цзы Я – из-за нехватки света в тенистых частях ущелий. В основном это сырье собирается с дикорастущих деревьев. Вкус – более мягкий, тонкий, богаче нюансам в сравнении с избыточностью Цзы Я.
Открытие второе. Цзы Я –произрастают на простых чайных деревьях и в зависимости от природных условий в один год тоже самое может дать Цзи Я, а в другой – нет. Есть в Юньнане сорт чанного дерево, у которого не только почки, но и листья имеют пурпурный оттенок. И это не зависит от погодных условий. Сорт этого чайного дерева называется Цзы Цзунь – Пурпурная красота. Обнаружен он был он в 1985 году Юньнанским институтом исследования чая и некоторые плантации начали культивацию этого сорта. Как отличить Цзы Я от от Цзы Цзунь? У Цзы Я пурпурные только почки, у Цзы Цзунь – и почки, и листья. При заваривании, Цзы Я дает янтарный цвет настоя, Цзы Цзунь – зеленоватый с коричневым оттенком. У Цзы Я маслянисто-сладкий, обволакивающий вкус, у Цзы Цзунь доминирует горчинка. Оба сорта особо богаты катехинами, в сравнении с другими чаями.
Цзы Цзунь - дешевле, часто этот чай выдают как Цзы Я.


Цзы Цзунь - Пурпурная красота




Пурпурная Красота!


Блин Цзы Цзунь


Настой


Открытие третье. Оказывается, традиционно в Цзин Гу Пуэр прессуют не каменными, а деревянными прессами.

© Армандас Бурба - ChaYi, 2011

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Приветствую, Армандас!

" У Цзыя маслянисто-сладкий, обволакивающий вкус, у Цзы Я доминирует горчинка" - где-то не то название... А хотелось бы знать!

MatrixPetka комментирует...

Спасибо! Поправил.